Новости России сегодня | 23.09.2022 04:00:52

В мире: Наследие СССР поможет Грузии наладить выпуск беспилотников

Глава военного ведомства Грузии объявил: уже до конца года начнется совместная с Польшей сборка разведывательных и ударных беспилотников. Заявление небеспочвенно: советская власть отрасль оставила закавказской республике – оборонные НИИ и заводы для производства вооружений. Какие дроны будет выпускать Грузия и сколь серьезную опасность они будут представлять?

На прошедшей неделе министр обороны Грузии Джуаншер Бурчуладзе сообщил: Тбилиси и Варшава, laquo;завершив все формальностиraquo;, достигли договоренности о выпуске беспилотников. Производство разведывательных и боевых дронов на совместном предприятии начнется еще до конца года, уточнил глава военного ведомства. Из слов Бурчуладзе следует, что речь идет о неких польских разработках, которые уже хорошо зарекомендовали себя на практике. Совместное грузино-польское предприятие будет работать на базе флагмана грузинского военно-промышленного комплекса государственного военного научно-технического центра laquo;Дельтаraquo;.

О намерении создать совместное с поляками производство дронов глава грузинского Минобороны проинформировал еще в июне. Тогда, выступая в парламенте, Бурчуладзе назвал беспилотную авиацию приоритетным направлением. Войны последнего времени показали важность применения подобных аппаратов в разных целях, подчеркнул министр. Вполне вероятно, что Бурчуладзе учел свежий и успешный опыт применения Азербайджаном турецких ударных БПЛА laquo;Байрактарraquo; во Второй карабахской войне. nbsp;

laquo;Совместное предприятие будет оснащено самыми современными технологиямиraquo;, – сообщил Бурчуладзе. Одновременно планируется создать центр по обучению работы с БПЛА, отметил министр. Также, по его словам, Грузия намерена закупать дроны за рубежом.

Весной этого года, до сообщений о совместных проектах с Польшей, тбилисский НТЦ laquo;Дельтаraquo; анонсировал начало сборки собственных беспилотников к концу года. На официальном сайте научно-технического центра ранее присутствовали страницы (ныне доступные лишь в архиве), посвященные двум проектам – беспилотной авиационной системе и многофункциональному беспилотному вертолету.

laquo;Центр laquo;Дельтаraquo; уже неоднократно заявлял о своих планах работ по беспилотной тематике, время от времени демонстрируя некоторые привлекающие внимание общественности проекты. Вместе с тем особых подвижек пока отмечено не было. Складывалось ощущение, что пиар превалировал над реальным практическим содержаниемraquo;, – сказал в разговоре с газетой ВЗГЛЯД эксперт по БПЛА Денис Федутинов.

Тбилисский НТЦ laquo;Дельтаraquo; – наследник советских оборонных предприятий и институтов, работавших в Грузинской ССР с 1960-х. Сейчас центр объединяет шесть НИИ и Тбилисский авиазавод, который с 2010 года перешел в ведение Минобороны республики. Судя по официальному сайту, на данный момент laquo;Дельтаraquo; выпускает достаточно широкую линейку вооружений грузинской разработки, в том числе: БТР laquo;Дидгориraquo; трех модификаций (на базе пикаповnbsp; Ford Super Duty), БМП laquo;Лазикаraquo; на основе БМП-2, советские БРДМ-2, nbsp;реактивные системы залпового огня ZCRS-122 на базе laquo;Градовraquo; и самоходные минометы GMM-120.

С начала века laquo;Дельтаraquo; пытается возродить и авиационное производство. Еще с 2001 года на авиазаводе была начата совместная с израильской оборонной компанией Elbit Systems программа модернизации штурмовика Су-25, также известного как laquo;Грачraquo;. Прототип новой модели, получившей название laquo;Скорпионraquo;, совершил тестовый полет еще весной 2001-го. Сообщалось, что штурмовик может совершать боевые вылеты как днем, так и ночью.

Как отмечал портал laquo;Военное обозрениеraquo;, из Тбилиси с регулярностью в один-два года поступали сообщения о начале серийного выпуска модернизированных laquo;Грачейraquo;, а в 2018-м даже появилась информация о планах Грузии экспортировать собранную без российских компонентов модификацию Су-25 (под брендом Ge-31 Bora) в страны Азии и Африки. Но, как указывает laquo;Военное обозрениеraquo;, по состоянию на конец 2010-х серийное производство так и не было налажено. А в 2019-м военное ведомство республики приняло решение отказаться от производства штурмовиков в пользу боевых беспилотников. Примеры разработок БПЛА были упомянуты выше.

То, что выбор партнеров по производству пал именно на Польшу, можно объяснить в том числе политическими соображениями, отмечает польский политолог Матеуш Пискорский. laquo;Польша тесно сотрудничала с прежним руководителем страны, ныне заключенным Михаилом Саакашвили. Что касается нынешнего руководства из партии laquo;Грузинская мечтаraquo;, и там есть люди, которые считают, что нужно брать Россию в кольцо, – полагает политолог. – Польша тесно пыталась сотрудничать с Грузией на основании антироссийской программыraquo;.

Англосаксонские страны, которые взяли под покровительство как Польшу, так и Грузию в рамках антироссийской laquo;стратегии анакондыraquo;, явно заинтересованы в усилении оси Варшава – Тбилиси, в том числе по линии военно-технического сотрудничества, отмечает Пискорский. laquo;Но правящая партия laquo;Грузинская мечтаraquo; в целом относится более сдержанно к подобного рода проектам. Вряд ли можно ожидать, что сотрудничество будет столь же тесным, как раньшеraquo;.

Решение о сотрудничестве именно с Польшей может объясняться и техническими причинами, отмечают военные эксперты, ведь Варшава, в отличие от Тбилиси, уже располагает собственным производством БПЛА. laquo;Польская компания WB известна двумя продуктами в сфере беспилотной авиации – беспилотники Fly Eye и барражирующие боеприпасы Warmate. Причем сами БПЛА являются довольно заурядными тактическими аппаратами ближнего радиуса действия. Их необходимо запускать с рук, с их же помощью можно производить корректировку артиллерии или вести разведкуraquo;, – рассказал эксперт Центра анализа, стратегии и технологий (АСТ Центр) Сергей Денисенцев.

laquo;Судя по тем заявлениям, которые мы сейчас видим, в Грузии планируется развернуть отверточную сборку обоих типов. Потенциальная угроза будет зависеть от того, в каком количестве будет производиться эта продукцияraquo;, – заметил собеседник. Он добавил:

laquo;Пока мы не видим каких-то конкретных цифр.

Но важно понимать, что массированное применение барражирующих боеприпасов создает угрозу для абсолютно любой армииraquo;.

Кроме того, Грузия, по всей видимости, рассчитывает сделать беспилотники предметом экспорта, отмечает Пискорский. По его мнению, грузинские производители попытаются продать БПЛА в первую очередь другим странам Южного Кавказа и в соседние регионы. Отметим, что, по мнению военных аналитиков, Армения потерпела поражение во Второй карабахской войне во многом из-за недооценки фактора беспилотной авиации. laquo;Байрактарыraquo; и другие БПЛА турецкого производства, по понятным причинам, Ереван получить не сможет – следовательно, возможен интерес к грузинской продукции.

laquo;Возможно, участие польской компании сможет придать определенный импульс ее деятельности в сфере БЛА. Вариант со сборкой зарубежной техники представляется не столь громким и масштабным, как некоторые ранее заявленные планы, но более оптимальным с точки зрения экономики и в этом плане гораздо более реалистичным сценарием для Грузииraquo;, – заметил Федутинов.

Эксперт также добавил, что выпуск в конкретной стране может быть пожеланием заказчика. Причин же для этого может быть несколько. laquo;Во-первых, это создаст возможность проведения ремонта и технического обслуживания внутри государства, что оптимизирует соответствующую логистику. Во-вторых, это вовлечет в процесс местные компании промышленности, разовьет их потенциал и создаст дополнительные рабочие места. В-третьих – снизит стоимость закупаемых систем за счет некоторой локализацииraquo;, – перечислил он.

laquo;Вместе с тем до сих пор неизвестно, какая именно компания участвует в сделке с польской стороны. Не исключаю, что речь идет о WB Electronics, которая известна разработкой и производством легких БПЛА и барражирующих боеприпасовraquo;, – предположил эксперт.

laquo;Напомню, что несколько лет назад Украина вела переговоры с упомянутой польской компанией о том, чтобы не просто покупать беспилотники, но организовать их сборочное производство, для чего планировалось использовать мощности Чугуевского авиаремонтного завода. Не исключал бы того, что в данном случае похожим путем идет и Грузияraquo;, – подчеркнул Федутинов.

Теги:  Грузия , Польша , БПЛА , беспилотники

Популярные товары